Касса театра: +7 (473) 255-64-23

Театр кукол – больше чем театр

В мае стартует образовательный проект к 100-летию

Воронежский театр кукол запускает культурно-просветительский проект «Театр кукол – больше чем театр», рассчитанный на широкую зрительскую аудиторию и специалистов в сфере медиа. 

«Театр кукол, несмотря на свою богатую историю и разнообразие форм, часто воспринимается широкой аудиторией как исключительно детское искусство. В сознании многих людей существует стереотип, что артисты работают только за ширмой, а художественные возможности кукольного театра весьма ограничены. Мы стремимся разрушить эти мифы и продемонстрировать многогранность кукольного искусства, открывая его не только из зрительного зала, но и изнутри», — рассказывает куратор проекта и завлит Театра Валерия Черкасова.

Идея проекта возникла в продолжение образовательного интенсива для критиков, журналистов и блогеров «Театр кукол: инструкция по применению», который проходил в апреле прошлого года. За 5 дней было проведено 13 мероприятий, среди которых были лекции, практические занятия и обсуждения спектаклей. Участники посмотрели 7 репертуарных постановок театра разных форм и на их основе учились безоценочной, аналитической критике.

Проект «Театр кукол – больше чем театр», с одной стороны, продолжает прошлогодний интенсив. С другой – расширяет свои границы. В этом году он пройдет в две сессии: в мае и ноябре.

Весной лекции и обсуждения спектаклей из репертуара Воронежского театра кукол для зрителей проведет Анна Иванова-Брашинская – режиссер театра кукол, педагог, театровед, независимый эксперт, продюсер, кандидат искусствоведения. Встречи с ней отличаются от академических лекций – это разговоры о театре, сопровождаемые просмотром видеофрагментов лучших европейских спектаклей и обсуждением услышанного и увиденного.

Программа мероприятий в мае:

19 мая 19:00 – лекция «О театре предмета. Эмансипация вещи»

Предмет на сцене – известное и распространенное выразительное средство. Актеры драматического, пластического, циркового и кукольного театра используют его как реквизит, как оживляемый инструмент, как партнера. В современном театре объект заявляет о своих равных с актером правах, а иногда претендует и на главную роль. Раскрепощение вещи на пути от сценического реквизита к протагонисту привела к возникновению отдельного театрального направления – «театру предметов», в котором предмет диктует определенные правила игры. О них эта лекция, сопровождаемая показом видеофрагментов из европейских и российских спектаклей.

20 мая 20:40 – обсуждение спектакля «Журавленок и молнии» (12+)

Постановка открывает перед зрителями мир 11-летнего подростка, полный острых нравственных проблем и неизбежного выбора между добром и злом. Чистый и светлый мир ребенка противостоит «молниям» реальной взрослой жизни. Журка переживает боль утраты, страх, предательство, но остается верным себе и друзьям, открытым и честным.

Режиссер – Екатерина Ложкина-Белевич, художник – Наталья Бакулева. 

21 мая 19:00 – лекция «Куда уходит ширма. Пространство и время в театре кукол»

Современный театр кукол принципиально отличается от своего родственника и родителя – театра кукол традиционного. Роль традиции (коллективного автора) в современном театре выполняет автор единичный – сочинитель спектакля, будь то режиссер, художник или актер. В той же мере, как традиция фиксировала известные представления об устройстве мира и силах, в нем действующих, так же и современный автор спектакля выражает свои представления о силах, на него влияющих. Понятно, что современный мир гораздо сложнее, чем это описывает любая гармоничная система верований. Современный человек испытывает на себе все противоречия реальности и общественного устройства. В полной мере это выражает дизайн кукольного пространства, который сегодня не может быть сведен к конструкции известных нам сценических подмостков.

22 мая 19:00 – лекция «Доказательство аксиомы. Новый театр кукол и новый цирк»

Театр кукол окружен очень разными видами перформативных искусств. У него есть благородные родственники, которым иногда хочется подражать, – драматический и музыкальный театры. И есть балаганный брат – цирк, с которым театр кукол связывают древние кровные узы. Как и для чего актер цирка использует свой предметный реквизит (кегли, шары и т.д.) или любой из снарядов (хула-хуп, трапеция, канат и т.п.). Что так называемый новый цирк (от фр. сirque nouveau) может дать современному кукольнику?

23 мая 20:40 – обсуждение спектакля «Похороните меня за плинтусом» (16+)

История Саши Савельева рассказана в декорациях и эстетике цирка со свойственной ему буффонадой. Карикатурные куклы, сцена-арена в виде круга, клоунские элементы в костюмах, гротесковая игра актеров. Всё это — мир бабушки, мир несостоявшейся актрисы, которая превращает любое помещение (будь то ванная или кухня) в сценическое пространство, а самую обычную жизненную ситуацию — в очередное действие бесконечного представления. Спектакль исследует одну из вечных тем — принятия жизни со всеми ее событиями, принятия человека с его несовершенством. 

Режиссер – Руслан Кудашов, художник – Марина Завьялова.

Билеты на события открытой программы можно приобрести на сайте и в кассе театра каждый день с 10:00 до 19:00.

Спикерами осенней программы станут театровед, драматург, кандидат искусствоведения Алексей Гончаренко и театральный критик, эксперт Большого Детского фестиваля, автор подкаста «Куклонаваждение» Анна Казарина.

Пушкинская картаОтзыв о работеСпектакли для первого посещенияСпектакли для взрослой аудитории