Касса театра: +7 (473) 255-64-23

Сила звуков и прикосновений

Театр кукол имени Вольховского подготовил инклюзивный спектакль для детей с особенностями развития

В Театре кукол имени В.А. Вольховского прошла премьера инклюзивного спектакля «Мы так похожи: Звуки вокруг нас» (6+). Уникальная постановка адресована детям с особенностями развития и ограниченными возможностями здоровья. Именно поэтому сценой для спектакля стал первый этаж театра, точнее, его уютный уголок по соседству с аквариумами и птичьим царством.

Неожиданно здесь возникла волшебная квартира-лаборатория. В ней – симпатичные юные учёные исследуют различные звуки и предлагают зрителям вместе с ними принять участие в весёлых опытах. Детвора с интересом наблюдает, как учёные извлекают из различных сосудов шум дождя, шорох листьев и т. п. Ребята с удовольствием повторяют за артистами звуки дома, улицы, леса, вместе играют на музыкальных инструментах, знакомятся с крокодилом и червячками из разноцветных шёлковых верёвочек. А ещё слушают блюз про арбуз и в финале подпевают песенке Ёжика и Лягушки на стихи Артура Гиваргизова. Главная «фишка» постановки – постоянное общение артистов со зрителями, вовлечение их в игру.

– В период подготовки спектакля мы, актёры, встречались с детскими психологами, дефектологами, ходили в реабилитационный центр «Парус надежды», – рассказал артист театра Сергей Шамомян. – Нам важно было разобраться, как работать с такими детками. И, знаете, самое основное, что мы поняли – надо создать для ребят домашнюю обстановку, тёплую и доверительную.

Актриса Надежда Семёнова (для неё работа в спектакле – дебют) отметила, что в период учёбы в Екатеринбурге занималась в центре Инклюзион, где готовили спектакли для людей с особенностями развития.

– Важно, что ребята придут в театр, увидят других деток, получат опыт социализации, — подчеркнула наша собеседница.

Основные инструменты взаимодействия актёров со зрителями в спектакле – звуки и прикосновения.

– Смотрю на детей – им это нравится, – поделилась режиссёр Наталия Красильникова. – Они вместе с артистами звучат, стучат, шуршат. Небольшое пространство предполагает малое количество зрителей – 10 детей и столько же родителей. Чтобы всё было на расстоянии вытянутой руки, чтобы детям было комфортно, не страшно. И те из них, кто пришёл в театр впервые, должны почувствовать, что им здесь рады.

Пространство волшебной лаборатории заполнено необычными предметами и куклами, которых можно и даже нужно трогать.

– Мы изначально придумывали такой спектакль, в котором бы раскрывались разные возможности предметов, кукол, звуков, поэтому у нас здесь всё так переплетается и получается своеобразный микс материалов, шумовых эффектов, – рассказала художник Ольга Павлович. – Для нас также было важно, чтобы куклы были тактильно приятными и достаточно простыми, напоминали игрушки, которые могут быть у ребёнка дома.

Важно отметить, что спектакль «Мы так похожи: Звуки вокруг нас» состоялся благодаря участию в проекте регионального отделения благотворительного фонда «Российский детский фонд», областного центра реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Парус надежды» при поддержке министерства культуры Воронежской области.

– Не каждый ребёнок с особенностями развития может познакомиться с театром, придя на обычный спектакль, – сделала акцент председатель регионального отделения благотворительного фонда «Российский детский фонд» Марина Севергина. – В нём могут быть использованы резкие звуки, погружение в полную темноту, и ребёнок может испугаться. Создание таких инклюзивных спектаклей, которые рассчитаны на детей с особенностями, это, мне кажется, прорыв и в театральном искусстве, и вообще в наших человеческих отношениях к тем детям, для которых нужно создавать особую инклюзивную среду.

Источник

Пушкинская картаСпектакли для первого посещенияСпектакли для взрослой аудитории. Апрель