Нет, сюжет и не думали переворачивать с ног на голову. Дюймовочка здесь по-прежнему хрупкое, утонченное и нежное создание - с востреньким носиком, крошечным ртом, трепетными руками, которые даже веник держат, как скрипку, и розовым платьицем из фатина. Жаба - зеленая, Крот - подслеповатый, Гусеницы - кокетливые и самовлюбленные, Жуки - тарахтящие, как мотоцикл без глушителя, Мышь - суетливая и раздражительная. Конечно, у зрителя - особенно того, кто как раз сейчас читает своим детям Андерсена, - всегда свое представление о стиле, в котором подобает изображать персонажей. Но за минувшие полтора столетия они как только не выглядели!
Рассказанная с уважением "Дюймовочка" не утратит очарования даже на десятый, сотый или 756-й раз. Режиссер и художник воронежского спектакля Анна Шишкина (матушка Медоуз) закручивает действие вокруг идеи списать сказку в архив. В прологе реальная заслуженная артистка РФ Татьяна Ечеина - маленькая, гибкая, с детским голосом и неудержимой энергией - играет условную заслуженную артистку, которую торжественно провожают на пенсию. Под музыку из "Служебного романа" безжалостный Директор отдает ей с трибуны дежурные почести. Гора цветов, аплодисменты, красная дорожка - и занавес, уходите в никуда, глубокоуважаемая постаревшая Дюймовочка. Но артистка и работники сцены, пришедшие упаковать реквизит для отправки на склад, решают сыграть любимый спектакль на прощание. Понятное дело, что никакого прощания не выйдет: сказка живет, дышит и заражает эмоциями. Да так, что даже жестоковыйный Директор сам выходит на сцену… в образе Крота.
- Дюймовочку у нас играет возрастная актриса, это необычно, но я очень люблю таких исполнителей - в театре они часто оказываются на грани списания, а на улице звучат с невероятной подлинностью. В уличном спектакле возраст актера - существенный бонус, который заставляет зрителя поверить в происходящее, - пояснила Шишкина. - Вдобавок здесь заняты актеры-кукольники. Это соль земли! Они быстрее, чем артисты драмы, учатся нашему ремеслу, они умеют просто взять предмет и передать ему часть своей энергии. Для меня арсенал и свобода мышления кукольников - платформа для самых интересных проектов.
Татьяне Ечеиной, несмотря на огромный опыт, пришлось побороть серьезную зажатость. Были и мозоли, и синяки, и слезы, призналась заслуженная артистка РФ. Но в итоге ее ощущение от спектакля - "Я лечу-у-у!!".
Особую роль отвели артисту Григорию Вахрушеву - он как саунд-мастер озвучивает все происходящее на "сцене". Услышать артистов из-под больших масок сложно, но благодаря Григорию публика слышит не только диалоги, но и едва различимое дыхание, всхлипы, вплоть до плевков Жабы, для которой разработали целую голосовую партитуру.
- Я привык озвучивать разных персонажей, но обычно куклой управляешь ты - сам задаешь ей движение и интонации. А тут процессом управляет другой артист, у него свое видение, логика существования, он видит в зале то, чего может быть не видно мне. И я должен на все быстро реагировать, - подчеркнул Вахрушев. - Это требует большой концентрации внимания - последний раз я так собирался, наверное, на госэкзамене!
Команда Анны Шишкиной и Олега Скотникова - основателей труппы "Странствующие куклы господина Пэжо" (Санкт-Петербург) - создала немало ярких постановок в разных городах. Это старейший в нашей стране уличный театр, который существует 30 лет и имеет узнаваемое лицо. В Воронеже уличные постановки до недавних пор были только привозными: Платоновский фестиваль приглашал на театральный парад лучшие труппы из России и Европы. Однако в 2022-м здесь основали уличный "ВАУ-театр". Первый спектакль для него (о Петре Первом) ставила как раз Шишкина. Вскоре попробовал себя в этом жанре и театр кукол, также сделавший постановку на петровскую тему. Теперь труппа вышла на новый уровень.
Всю весну актеры кукольного проходили тренинги - учились работать с маской, вовлекать публику в действие и "гасить" излишние проявления зрительского энтузиазма, реагировать на форс-мажоры, которых в уличном представлении предостаточно. Ветер, дождь, выбегающие на площадку дети и животные… На репетиции даже брали собаку, чтобы потренироваться ее "переигрывать".
- Мы делаем все, чтобы зрители не вклинились в ткань спектакля (когда будет нужно, их пригласят это сделать!), хотя на улице может произойти что угодно. Особенно в России, где культура уличного театра пока не сформировалась, нет понимания, чем это отличается от аттракциона или веселого игрища. В Европе или Японии ты ставишь декорацию - и маленькие дети сразу садятся на теплый асфальт: "Teatro! Teatro!" - из них мало кто выходит на площадку, - рассказала Анна Шишкина. - Есть определенный этикет. На уличный спектакль лучше прийти хотя бы за полчаса. Если ожидается дождь, вместо зонта возьмите дождевик. Высокие люди могут сесть в первый ряд на пенку, молодежь - на рюкзаки. А вот стоять там с детской коляской не стоит, к тому же младенец может испугаться громких звуков или ярких цветов. Важно, чтобы первая встреча с театром не нанесла ребенку травму. И если он не знаком с этим искусством, не стремитесь ставить его вперед, чтобы он "все видел". Поставьте его рядом с собой, чтобы что-то пояснять по ходу действия. В спектакле нет ничего страшного, но он длинный (40 минут) и насыщенный.
"Дюймовочка" рассчитана на детей от шести лет и взрослых. Ее показы символически откроют третью - уличную - сцену театра кукол перед тем, как он закроется на капремонт. С этой постановкой можно будет выступать на разных площадках, в том числе в районах области. Расписание показов появится в паблике театра.
Источник