Касса театра: +7 (473) 255-64-23

Воронежский театр впервые сделал спектакль с куклой на запястье

Куклу делали специально под руку воронежского актера Владислава Ефанова

15 июня в Воронежском театре кукол прошла последняя премьера 98-го сезона. На Малышкиной сцене появился спектакль «Домовенок Лаврушка» (4+). Трогательную сказку поставил артист Владислав Ефанов, вместе с супругой Дарьей они написали инсценировку по мотивам пьесы Елены Зябкиной «Тыклик». Это история домового, которого забыли при переезде, потому что мама отказала дочке в просьбе. И он остался в старом доме одинешенек и без еды. Но все закончится хорошо: Лаврушка подружится с мышонком, они будут заботиться друг о друге, научатся вместе преодолевать все невзгоды. А потом хозяева все-таки вернутся - чтобы домового забрать в многоэтажку!

- Мы живем в такой суете, что не всегда хватает времени остановиться и оглянуться. А может быть, в этот момент кому-то рядом очень нужна твоя помощь, твое внимание. Может быть, это нужно сейчас твоему ребенку. Для маленького человека даже взгляд, объятие родителя, принятие его чувств может выстроить новый, хороший, добрый мир, - объясняет задумку спектакля Владислав Ефанов, который играет собственно Лаврушку.

В спектакле очень изобретательная сценография, которую придумал художник Александр Ечеин. Его Домовенок не повторяет образ известного Кузи. У Лаврушки «одуванистые» волосы и умный взгляд.

- Ларуша в преклонном возрасте. Но внутри - большой ребенок. В первую очередь, герой должен понравиться мне, тогда он и другим понравится, - говорит Александр Николаевич. – Сложно не повторяться, но я всегда повторяюсь в некотором роде: если есть дом - то он хоть и разный в спектаклях, но всегда деревянный! И много деталей, потому что мне еще Валерий Вольховский говорил: если всего две куклы в спектакле - значит, должны быть сложными декорации, чтобы не было скучно зрителям. Поэтому я старался, чтобы дом был наполнен жизнью.

НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ

Впервые в Воронежском театре использовали куклу на запястье. Принцип куклы с такой механикой вождения в 1990-х придумал кибернетик электрических систем Владимир Захаров (он занимался механикой, разработкой и внедрением роботов, автоматизацией технологических процессов, а впоследствии создал собственный Театр живых кукол). Такие куклы в театрах - редкость. Но воронежский театр заказал такую у учеников Захарова.

Владислав Ефанов признался, что работать с такой модификацией для него - серьезный профессиональный вызов. Здесь важно, чтобы персонаж «сжился» с рукой артиста. И поражает, как Владислав одними пальцами отыгрывает движения, эмоции (стоит обратить внимание, как у старенького домового от волнения и обиды трясутся крохотные пальчики на ручке), взаимоотношения с другими персонажами - буквально, человек-оркестр!

- Это действительно сложно. Такая механика обязывает кукловода быть предельно внимательным. Здесь выразительность, настроение персонажа зависят буквально от микродвижения: чуть больше градусов наклона кисти - и уже другой поворот головы куклы, уже другой смысл сцены. Глаза управляются мизинцем, моргает он безымянным пальцем, голову поворачивает большим пальцем, им же открывает рот. Поэтому очень важно контролировать руку и куклу. Представляете, сколько объектов внимания должно быть одновременно в голове - а еще не только куклу нужно водить, а и текст говорить, предметы брать, общаться с другим персонажем.

Механику куклы подгоняли специально под физические особенности артиста, чтобы ему было комфортно работать. Владислав признается, его коллега Михаил Каданин не смог управлять Лаврушей. Но и ему самому пришлось находить подход к кукле - и не только физический, но главное - эмоциональный.

- Пришлось договариваться в прямом смысле слова, чтобы между нами произошел контакт. Это всегда волнительно. Чтобы освоиться, познакомиться, я принес куклу домой, в комнату вошла годовалая дочка, я в этот момент помахал ей рукой Лавруши. И она в ответ помахала - произошел отклик. И тут я понял, что Лавруша ожил! Он позволил мне сделать этот жест.

Вместе с Владиславом Ефановым в спектакле занят артист Михаил Каданин. Он водит Мышонка.

- У меня не такая кукла, как у Владислава. Но мне тоже пришлось приспосабливаться. Я думаю, почему у Мышонка ноги-то не ходят? А это чтобы мне потрудиться пришлось, пошутил художник, - признался Михаил Каданин.

Источник.

Пушкинская картаСпектакли для первого посещенияСпектакли для взрослой аудитории