Впрочем, первые зрители воспользоваться этой возможностью не стремились. Получасовое действо наполнено таким количеством забавных деталей, что не хочется ничего пропускать. Пространство зала превращено в научную лабораторию, где дружный коллектив ученых исследует звуки. Те, кто пришел на спектакль заранее, успевают познакомиться с дружелюбными специалистами и опробовать их оборудование - например, старый радиоприемник или "телефон" из двух жестянок, соединенных шнуром.
Ну а потом начинается, собственно, театральное чудо со вскрытием банок, где законсервированы звуковые истории. В этих историях кукольный Бах (да-да, тот самый Иоганн Себастьян в напудренном парике) не может сочинить концерт для двух виол, а уборщица тетя Тамара находит нужную ему мелодию. Мохнатую сороконожку догоняет упорный тридцатиног, из ящика шкафа подает голос человек-микроб, который очень любит арбузы… Можно просто тихонько наблюдать за всем этим буйством фантазии, можно деятельно участвовать - угадывать звуки, дирижировать менуэтом и, конечно, разучивать финальную песню про червяка, который поет на макушке дуба.
В основе сюжета - стихи современного детского поэта Артура Гиваргизова, продолжателя традиций Хармса и Введенского. Режиссер Наталия Красильникова постаралась сделать так, чтобы действо было на том или ином уровне понятно и интересно зрителю с любым опытом и уровнем развития. Одни оценят юмор ситуаций, другие насладятся игрой на самодельных "погремушках" или потрогают кукол. Спектакль подойдет для первого посещения театра, поскольку он проходит в небольшом пространстве и дружелюбной атмосфере, дает положительные эмоции, подчеркнула Красильникова.
Персонажи-зверушки сделаны в разных кукольных техниках и с виду нарочито простые.
Можно не давать отдельные представления для "особенных" детей, а создавать комфортные условия для их включения в общество
- Мы хотели раскрыть возможности предметов, кукол, звуков, поэтому получается своеобразный микс материалов, шумовых эффектов. Для нас также было важно, чтобы куклы можно было потрогать. Некоторые из них похожи на детские игрушки. Возможно, после спектакля зрители попробуют сделать что-то подобное дома, - пояснила художник Ольга Павлович. - Театральное фойе с аквариумами задало нам и выбор литературного материала, и художественное решение, и героев. Пространство условно делится на две части: одна - природная, лесная, а другая - домашняя. Им соответствуют звуки, которые предстоит собирать и распаковывать.
Это первый в Воронеже инклюзивный проект, включенный в репертуар государственного театра. Термин "инклюзивный" означает, что среди зрителей могут быть и "особенные" люди с ограничениями по здоровью или особенностями развития. Суть в том, чтобы не давать для них отдельные представления, а создавать комфортные условия для включения в общество.
- Работая над спектаклем, мы с артистами ходили к воспитанникам областного реабилитационного центра "Парус надежды" и следили за реакцией детей, много говорили, чтобы понять, как выстроить коммуникацию, чтобы это была доверительная беседа. Мы хотели, чтобы каждый, кто придет на спектакль, почувствовал, что ему очень рады, чтобы эта встреча в театре была теплой и домашней, чтобы сюда захотелось вернуться, - подчеркнула Наталия Красильникова.
Помимо "Паруса надежды" среди партнеров проекта - региональное отделение Российского детского фонда, завод "Воронежсинтезкаучук" (филиал ПАО "СИБУР Холдинг") и областное Министерство культуры.