Спектакли для взрослой аудитории
«Необыкновенное событие, или пассаж в Пассаже» — таким подзаголовком снабдил сам Ф.М. Достоевский свою сатирическую повесть. Чиновник, прогуливаясь с женой и другом по Пассажу, проглочен Крокодилом, выставленным для развлечения публики. Но вопреки законам природы зажил в чреве совсем другой жизнью…
***
В основе постановки – одноименные поэмы Анны Ахматовой. Актрисы в «живом плане» символизируют три ипостаси уникальной, «сложносочиненной» поэтессы. Артисты-мужчины средствами хореографии воплощают богемное окружение Ахматовой и создают особую атмосферу периодов ее жизни и творчества.
***
История Саши Савельева рассказана в декорациях и эстетике цирка со свойственной ему буффонадой. Карикатурные куклы, сцена-арена в виде круга, клоунские элементы в костюмах, гротесковая игра актеров. Всё это — мир бабушки, мир несостоявшейся актрисы, которая превращает любое помещение (будь то ванная или кухня) в сценическое пространство, а самую обычную жизненную ситуацию — в очередное действие бесконечного представления.
Спектакль исследует одну из вечных тем — принятия жизни со всеми ее событиями, принятия человека с его несовершенством.
***
Тема «маленького человека» в этом спектакле проживается иначе. Режиссер Валерий Вольховский отвергает «классическое» толкование гоголевского текста: нет «маленького» хрестоматийного человека — всякий бесценен, ибо наделен бессмертной душой. «Шинель» Вольховского — это своеобразная ода любви к человеку. Непонятому. Непринятому. Но — человеку! «Холодно душе» в мире зла, но душа, по мнению Вольховского, представляет наивысшую ценность.
***
Осмысление творческого наследия и жизни Осипа Эмильевича Мандельштама сквозь призму цикла стихов «Воронежские тетради», написанного в 1935–1937 годах — в период ссылки поэта в Воронеж.
Поэтический мир Мандельштама и реальность словно противостоят друг другу в пространстве сцены: в «живом плане» остаются Жена поэта и Следователь (собирательный образ некоего обвинителя), остальные персонажи представлены в виде марионеток. В обоих мирах существует лишь Наталья Штемпель — друг семьи, «воронежская Лаура» поэта и человек, сохранивший «Воронежские тетради» для потомков. При этом «живой» и кукольный план постоянно перекликаются, поэтические образы существуют вместе с биографическими фактами.
***
В основе постановки три пьесы из пушкинского цикла: «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Моцарт и Сальери». Режиссер предлагает зрителю проверить, созвучны ли строки Пушкина, написанные почти 200 лет назад, современному дню.Так же ли мы и сегодня любим, ревнуем, страдаем, ненавидим, завидуем. Ведь и страсти, представленные Пушкиным, тоже идут через века: каждая пьеса представляет своё историческое время.
Билеты на все спектакли можно приобрести по Пушкинской карте.